Нефёдова Элина Николаевна
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение мотивации обучающихся
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  БИОЛОГИИ  
Нефедова Э. Н.
поселок Архангельское МОУ Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Косыгина
elinann@bk.ru, тел. 8(916)870-94-96
  
Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь. Китайская мудрость 

 Современный мир с высокими темпами научно-технического прогресса предъявляет к выпускникам школ совершенно новые, серьезные требования, поэтому цели и задачи, стоящие перед современным образованием, сильно изменились. Сейчас актуальным является вопрос - не чему научить, а как научить ребенка  учиться; каким образом наделить его умениями и навыками работать с различными источниками информации; работать самостоятельно, развивать творческие способности. Но успешное решение данных задач невозможно без позитивной мотивации ученика к учебному процессу.

В настоящее время психологи, педагоги, медики отмечают снижение заинтересованности учащихся в образовательном процессе, растет число детей с проблемами общего поведения и обучения. В силу разных причин школу обучающиеся посещают безо всякого желания, уроки чаще всего проходят для них впустую.

 Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показывают, что во время объяснения учителя ученик не осознает излагаемого учителем материала. Осознание же информации происходит через активную познавательную деятельность. Ученик должен быть включен в процесс добывания знаний через организацию самостоятельной практической работы.

 Выявлено, что ученики сохраняют в памяти 10% из того, что читали; 20% из того, что слушали; 30% из того, что наблюдали; 50% из того, что видели и слышали; 70% из того, что высказывали и обсуждали; 90% из того, что высказывали и практически выполняли [1].

 Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность, цель которой – стимулирование интереса учащихся к учебе, приобщение учащихся к активному обучению. Данный метод обучения создает условия для творческой самореализации учащихся, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектом углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. При реализации проектов есть возможность проявить себя даже слабым и пассивным ученикам.

Учащимся нравится  делать то, что им понятно, что им хорошо удается. Любому ученику приятно получать хорошие оценки; ребенок с низкой мотивацией не исключение. Важно, чтобы в процессе работы ученик добивался пусть даже небольших, но успехов, чтобы его успехи были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам.

 В работе над проектом учитель должен подсказать ученикам источники информации или просто направить их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Ученики же должны самостоятельно решать проблему, получать реальный и ощутимый результат. Важно предложить ребенку посильную работу, предоставить возможность ему самому выбрать уровень ее сложности.

Конечно, работа над проектом у обучающихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но это не должно стать преградой для применения метода проектов в работе с данной категорией  обучающихся, ведь любая попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику при написании контрольных работ, сдаче экзаменов.

Кроме того, работа над проектом укрепляет связь обучающихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу.

Традиционные методы научного познания окружающего мира не всегда интересны детям, особенно с низкой познавательной активностью. Современные школьники все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Поэтому в проектной деятельности учащихся на передний план выходят информационные технологии, которые, используя любопытство ребенка, его потребность в общении и игре, дают возможность заложить стремление к обучению. Применение ИКТ в процессе обучения значительно поднимает уровень знаний при низкой мотивации обучающихся.

Применение компьютера на уроках делает уроки более наглядными. современными, а потому интересными. В таком случае информация лучше усваивается учениками.

Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся [2]. Многие школьники проводят массу свободного времени, а иногда и учебного, за компьютером. Учителю следует этим воспользоваться, и обратить это их увлечение в нужное русло: предложить освоить новую компьютерную  программу, сделать презентацию к уроку, найти дополнительную информацию к уроку в сети Интернет, принять участие в дистанционных конкурсах. Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Применение же на уроках информационных компьютерных технологий приводит к развитию внутренней мотивации ребенка.

 Организация проектной деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями помогают заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.

Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения проектной деятельности. Содержание предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.

В моей учительской практике первыми на предложение принять участие в проектной деятельности с использованием ИКТ откликнулись «сильные» обучающиеся. Первоначально работы были лишь красочным оформлением, изучаемого материала, затем становились сложнее – обобщающего и, даже, исследовательского характера. Увидев результат их работы, некоторые из «слабоуспевающих» детей изъявили желание подготовить выступление к следующему уроку. Конечно, это были простенькие небольшие работы, с большим количеством недостатков. Но это их маленькая победа: они получили хорошую оценку, их похвалил учитель, они сделали то, что не все дети в классе умеют делать.

 Для слабых обучающихся наиболее приемлемыми являются краткосрочные моно проекты, то есть осуществляемые в рамках одного предмета в пределах класса или школы. Наиболее простыми, соответственно посильными для слабоуспевающих обучающихся являются проекты в рамках уроков по многообразию представителей различных таксономических групп: «Многообразие водорослей», «Представители голосеменных растений», «Удивительные факты из жизни насекомых», «Змея или ящерица?», «Многообразие земноводных», «Пресмыкающиеся или млекопитающие?». С большим интересом ребята работают над проектами по наблюдению за поведением птиц, домашних питомцев. Привлекательны для обучающихся практические работы (мини-проекты), осуществляемые в рамках изучения ботаники по рекомендациям книги «Удивительные опыты с растениями» (Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук, Минск, 1991.). Старшеклассники выполняют интересные  работы по генетике: «Генеалогическое древо моей семьи», "Генетически модифицированные организмы: за и против", а также работы, посвященные здоровому образу жизни, проблемам антропогенного влияния на окружающую среду.

Форма работы может быть как индивидуальной, так и парной или  групповой. Работая в малых руппах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. В ходе групповой работы у них развиваются  коммуникативные навыки, способность к работе в коллективе, способность к разрешению конфликтов и проблем, ответственность за порученное дело; повышается авторитет среди одноклассников и самооценка, как следствие формируется  позитивная мотивация учения.

Важное значение для ребенка имеет осознание того факта, что созданный им продукт будет применяться в качестве наглядного материала на уроках при изучении соответствующей темы.

Таким образом, проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку. Ученик, осуществив проект и защитив его, приобретает опыт  планирования работы,  письменного и устного представления результатов своей работы, умение защищать и отстаивать свою точку зрения, отвечать за результаты своего труда.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более адаптированным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми [3].

Проектно - исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах и, что очень важно, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу.

 Применение на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к обучению, развитию внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному обучению.  

ЛИТЕРАТУРА
1.     Мазяркина Т.В., Первак С.В Исследовательская деятельность школьников./ Журнал «Современные наукоемкие технологии», №1.2011 стр.121.
2.     Шабуровская средняя школа /Онорина Л.А. Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках литературы и во внеурочной деятельности/ Режим доступа http://sabschool.ucoz.ru/load/3-1-0-25 свободный.
3.     Страница команды САД ЭДЕМА /Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века/ Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/project.html; свободный.  

Категория: Мои статьи | Добавил: Anteya (28.11.2011)
Просмотров: 1481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz