|
 |
Повышение мотивации обучающихся
ПОВЫШЕНИЕ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Нефедова Э. Н.
поселок Архангельское
МОУ Архангельская средняя общеобразовательная
школа имени А.Н.Косыгина
elinann@bk.ru, тел.
8(916)870-94-96
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость
Современный мир с
высокими темпами научно-технического прогресса предъявляет к выпускникам школ
совершенно новые, серьезные требования, поэтому цели
и задачи, стоящие перед современным образованием, сильно изменились. Сейчас
актуальным является вопрос - не чему научить, а как научить ребенка учиться; каким образом наделить его умениями
и навыками работать с различными источниками информации; работать самостоятельно,
развивать творческие способности. Но успешное решение данных задач невозможно без позитивной мотивации
ученика к учебному процессу.
В настоящее время психологи,
педагоги, медики отмечают снижение
заинтересованности учащихся в
образовательном процессе, растет число детей с проблемами общего поведения и обучения.
В силу разных причин школу обучающиеся посещают безо всякого желания, уроки чаще всего проходят для
них впустую.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и
педагогов показывают, что во время объяснения учителя ученик не осознает
излагаемого учителем материала. Осознание же информации происходит через активную
познавательную деятельность. Ученик должен быть включен в процесс добывания
знаний через организацию самостоятельной практической работы.
Выявлено, что ученики
сохраняют в памяти 10% из того, что читали; 20% из того, что слушали; 30% из
того, что наблюдали; 50% из того, что видели и слышали; 70% из того, что
высказывали и обсуждали; 90% из того, что высказывали и практически выполняли [1].
Одним из методов, повышающих творческую активность
учащихся, является проектная деятельность, цель которой – стимулирование интереса учащихся к учебе, приобщение учащихся к
активному обучению. Данный метод обучения создает условия для творческой
самореализации учащихся, способствует развитию интеллектуальных возможностей,
самостоятельности, ответственности, умений ориентироваться в информационном
пространстве. В ходе работы над проектом углубляются и расширяются знания,
полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. При реализации
проектов есть возможность проявить себя даже слабым и пассивным ученикам.
Учащимся нравится
делать то, что им понятно, что им хорошо удается. Любому ученику приятно
получать хорошие оценки; ребенок с низкой мотивацией не исключение. Важно, чтобы
в процессе работы ученик добивался пусть даже небольших, но успехов, чтобы его
успехи были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам.
В работе над проектом учитель
должен подсказать ученикам источники информации или просто направить их мысль в
нужном направлении для самостоятельного поиска. Ученики же должны
самостоятельно решать проблему, получать реальный и ощутимый результат. Важно предложить
ребенку посильную работу, предоставить возможность ему самому выбрать уровень
ее сложности.
Конечно, работа над проектом у обучающихся с
низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но
это не должно стать преградой для применения метода проектов в работе с данной
категорией обучающихся, ведь любая
попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению
творческого потенциала ученика. Нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих
знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику при написании
контрольных работ, сдаче экзаменов.
Кроме того, работа над проектом укрепляет связь обучающихся с
преподавателем, формирует чувство доверия,
взаимоуважения друг к другу.
Традиционные методы
научного познания окружающего мира не всегда
интересны детям, особенно
с низкой познавательной активностью. Современные школьники все меньше
обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера.
Поэтому в проектной деятельности учащихся на передний план выходят
информационные технологии, которые, используя любопытство ребенка, его
потребность в общении и игре, дают возможность заложить стремление к обучению.
Применение ИКТ в процессе обучения значительно поднимает уровень знаний при
низкой мотивации обучающихся.
Применение компьютера на уроках делает уроки
более наглядными.
современными, а потому
интересными. В таком случае информация лучше усваивается учениками.
Использование ИКТ на
уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает
ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников
работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся [2]. Многие школьники проводят массу свободного
времени, а иногда и учебного, за компьютером. Учителю следует этим
воспользоваться, и обратить это их увлечение в нужное русло: предложить освоить
новую компьютерную программу, сделать
презентацию к уроку, найти дополнительную информацию к уроку в сети Интернет,
принять участие в дистанционных конкурсах.
Успешность школьника определяется не только и не столько его
способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Применение же на
уроках информационных компьютерных технологий приводит к развитию внутренней
мотивации ребенка.
Организация проектной деятельности учащихся в сочетании
с
информационными
технологиями помогают заложить основу человеческого развития – стремление и
способность к обучению в течение всей жизни.
Биология – один из наиболее благодатных предметов для эффективного применения
проектной деятельности. Содержание
предмета биологии увлекает обучающихся, но для лучшего восприятия изучаемого
материала необходимо качественное наглядное сопровождение. Поскольку
иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, встает вопрос о необходимости
поиска и создания наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала.
Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы,
создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и
обучающимися.
В моей учительской практике первыми на предложение
принять участие
в проектной деятельности с использованием ИКТ откликнулись «сильные»
обучающиеся. Первоначально работы были лишь красочным оформлением, изучаемого
материала, затем становились сложнее – обобщающего и, даже, исследовательского
характера. Увидев результат их работы, некоторые из «слабоуспевающих» детей
изъявили желание подготовить выступление к следующему уроку. Конечно, это были
простенькие небольшие работы, с большим количеством недостатков. Но это их
маленькая победа: они получили хорошую оценку, их похвалил учитель, они сделали
то, что не все дети в классе умеют делать.
Для слабых обучающихся наиболее приемлемыми являются
краткосрочные моно проекты, то есть осуществляемые в рамках одного предмета в
пределах класса или школы. Наиболее простыми, соответственно
посильными для слабоуспевающих обучающихся являются проекты в рамках уроков по
многообразию представителей различных таксономических групп: «Многообразие
водорослей», «Представители голосеменных растений», «Удивительные факты из жизни
насекомых», «Змея или ящерица?», «Многообразие земноводных», «Пресмыкающиеся
или млекопитающие?». С большим интересом ребята работают над проектами по
наблюдению за поведением птиц, домашних питомцев. Привлекательны для
обучающихся практические работы (мини-проекты), осуществляемые в рамках
изучения ботаники по рекомендациям книги «Удивительные опыты
с растениями» (Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся / Н. В.
Батурицкая, Т. Д. Фенчук, Минск, 1991.). Старшеклассники выполняют
интересные работы по генетике:
«Генеалогическое древо моей семьи», "Генетически
модифицированные организмы: за и против", а также работы, посвященные
здоровому образу жизни, проблемам антропогенного влияния на окружающую среду.
Форма работы может быть как индивидуальной, так и
парной или
групповой.
Работая в малых руппах
учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. В ходе групповой работы у них
развиваются коммуникативные навыки, способность к работе в коллективе, способность
к разрешению конфликтов и проблем, ответственность за порученное дело;
повышается авторитет среди одноклассников и самооценка, как следствие
формируется позитивная мотивация учения.
Важное значение для ребенка имеет осознание того
факта, что созданный им продукт будет применяться в качестве наглядного
материала на уроках при изучении соответствующей темы.
Таким образом, проектная деятельность
дает возможность раскрыться каждому ребенку. Ученик, осуществив проект и
защитив его, приобретает опыт планирования
работы, письменного и устного
представления результатов своей работы, умение защищать и отстаивать свою точку
зрения, отвечать за результаты своего труда.
Если ученик сумеет справиться с работой над
учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется
более адаптированным: сумеет планировать собственную деятельность,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными
людьми [3].
Проектно -
исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и
охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах и, что очень важно,
укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия,
взаимоуважения друг к другу.
Применение на уроках информационных компьютерных
технологий
повышает интерес учащихся к обучению, развитию
внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это ключ к успешному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Мазяркина Т.В., Первак С.В Исследовательская деятельность школьников./ Журнал «Современные
наукоемкие технологии», №1.2011 стр.121.
2.
Шабуровская средняя школа
/Онорина Л.А. Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках
литературы и во внеурочной деятельности/ Режим доступа http://sabschool.ucoz.ru/load/3-1-0-25
свободный.
3.
Страница команды САД ЭДЕМА /Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века/ Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/project.html; свободный.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Anteya (28.11.2011)
|
Просмотров: 1481
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|